Реставрация скульптурного ансамбля Адмиралтейства

Отреставрированные шпиль Адмиралтейства и его знаменитый кораблик вновь выглядят безупречно. Новая, сияющая позолота главного символа Петербурга заставляет восхищаться как горожан, так и гостей Северной столицы. Однако скульптурный ансамбль, неотъемлемая часть Адмиралтейства, пока еще восстановлен не полностью. Так, над колоннадой у основания шпиля (с западной стороны) недостает одной из 28 скульптур — статуи Урании, музы астрономии. Но и эта скульптура, к счастью, скоро вернется на свое историческое место.

В начале XIX в. архитектор А.Д. Захаров перестраивал здание Адмиралтейства, возведенное в 1738 г. первоначально по чертежу И.К. Коробова, в результате чего обновленное сооружение стало одним из лучших образцов русского классицизма. Архитектор успел определить, где должны располагаться скульптуры, выполнил рисунки всех статуй и указал в проектах их размеры. Но к работе над скульптурным убранством приступили уже после его смерти. В 1812 г. Все статуи, изготовленные из пудостского камня, были установлены на свои места. Каждый персонаж был повторен дважды. В 1860 г. статуи были заменены точными копиями из выколотной меди, поскольку пудостский камень уже пришел в плохое состояние. Во время Великой Отечественной войны скульптуры сильно пострадали, а несколько из них, в том числе и Урания, были полностью утрачены. Их воссозданием уже не один десяток лет занимается известный петербургский скульптор-реставратор К.Н. Бобков.

В 1992 г. восстановленные фигуры вернулись на Адмиралтейство — все, кроме Урании. С максимальным приближением к оригиналу мастера реставрационной фирмы «Каст»: Алексей Иванович Михайлов, руководитель бригады мастеров по выколотке, Константин Георгиевич Московский и Александр Викторович Агафонов вернули музу к жизни.

1. Начиналось все с изучения архивных материалов, рисунков, старых фотографий.

Эскиз купола Адмиралтейства
Старая фотаграфия скульптур на здании Адмиралтейства

2. Затем скульптор К.Н. Бобков создал гипсовую модель статуи — сначала в ¼ (на фото), а затем и в натуральную величину. Модель обработали жиром, затем ее по частям «одевали» в «кокон» из качественного цемента, так называемую кусковую форму (ее прочности достаточно лишь для разовой работы, а вот если бы планировалось сделать несколько скульптур по одной матрице, то ее изготовили бы из цинка).

Гипсовая модель Урании для Адмиралтейства

3. В итоге получились так называемые «обратки» — матрицы, по которым выколачиваются части будущей скульптуры. Небольшие неровности, шероховатости, тщательно заглаживаются. После этого началась, собственно, работа с металлом.

Обратки — матрицы, по которым выколачиваются части будущей скульптуры

4. Матрицы закрепляются — в данном случае на мешке с песком, который «гасит» удары и обеспечивать сохранность матрицы в процессе работы. Иногда еще до окончательного изготовления матрицы глубокие рельефы выколачивали в нескольких предварительных формах — для того, чтобы не порвать металл. В процессе выколотки от ударов инструмента металл теряет пластичность и становится жестким. Поэтому его отжигают (нагревают, а затем охлаждают в воде), кристаллическая структура меди при этом меняется, восстанавливается ее мягкость. При этом мастеру, занимающемуся выколоткой, необходимо точно определить момент, когда медь начинает «плохо идти» и может порваться.

Матрицы закрепляются — в данном случае на мешке с песком, который гасит удары

5. Выколотка производится множеством молоточков («выколотков») с различными окончаниями — их выбирают в зависимости от того, как удобнее выколачивать и какую форму необходимо придать металлу. Например, молоточком с металлическим окончанием лучше работать на весу, а с фторопластовым или деревянным — по матрице, чтобы ее не разбить и лучше чувствовать материал. Алюминиевая насадка необходима в тех местах, где нужно выполнить сложный рисунок — к примеру, узкую складку на одежде.

Выколотка производится множеством молоточков

6. Затем готовые части фигуры сваривают. После аргоновой сварки иногда остаются неровности, тогда медь обезжиривают, сначала нагревая, а затем протравливают кислотой, и заполняют оловом, которое впоследствии выравнивают и отшлифовывают. После пайки фрагмент, обработанный кислотой, промывают водой.

Затем готовые части фигуры сваривают

7. Внутри фигура укрепляется поперечными распорками, которые придают ей жесткость. Раньше они были стальными, но их решили заменить медными, чтобы предотвратить возникновение коррозии в местах соприкосновения стали и меди. Также скульптуру насаживают на стержень, закрепленный в основании балюстрады.

Внутри фигура укрепляется поперечными распорками, которые придают ей жесткость

8. Финальный этап работ — обезжиривание, ингибирование (защита внутренней поверхности), грунтовка и покраска. Вновь выявляются небольшие шероховатости, поэтому следует чистовая покраска. Цвет Урании, конечно, не отличается от ее «соседей». Скульптура выкрашена масляной краской серо-белого цвета, похожим на цвет пудостского камня, из которого она когда-то и была сделана.

Финальный этап работ — обезжиривание, ингибирование

Вскоре будет завершена подготовка постамента на колоннаде Адмиралтейства, и наконец-то Урания вернется на свое «законное» место.

Выколотка или дифовка — один из способов холодной обработки металла (листовой меди, цинка, стали и алюминия). Техника выколотки основана на использовании пластичности металла, способного под ударами молотка садиться, вытягиваться и изгибаться. В отличие от ковки для выколотки применяется только тонкий листовой металл, который обрабатывается в холодном состоянии. А от чеканки дифовка отличается тем, что вся работа от начала до конца ведется не чеканами, а специальными выколоточными молотками.

Екатерина Кузьмина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *