Учебная программа преподавания росписи по металлу

Хочу познакомить читателей с разработанной мною программой обучения росписи по металлу. Эта программа была апробирована на базе детской студии города Троицка Московской области. Предназначена для детей в возрасте от 14 до 17 лет.

Жостовская роспись по металлу

Поднос в жостовской росписи

Изучая историю и традиции жостовского промысла, ребята приобщаются к культуре своего народа, а выполняя роспись, знакомятся с главными приемами народной росписи в целом, ибо в основе каждой из них — свободный мазок. Огромную роль в обучении играет коллективный опыт поколений народных мастеров. Только при непосредственном общении с ними подростки познают живую традицию, становятся ее носителями. Они учатся чувствовать форму и объем изображаемого, у них развиваются художественный вкус, воображение, глазомер. Подобная творческая работа приучает подростка к ручному труду, дает ему возможность проявить себя, что так необходимо в этом возрасте. К тому же универсальность кистевых навыков позволяет ребятам применять их в любом виде изобразительной деятельности.

Немного истории

Трудно найти человека, равнодушного к жостовским подносам с их броскими пунцовыми розанами или сказочными пейзажами. В свое время этот блестящий, с яркими узорами металлический поднос был в большом ходу. Без него невозможно представить себе «пару чая». Всем своим видом он символизировал широкое русское гостеприимство.

Первые подносы отечественного производства появились в Нижнем Тагиле, где стали добывать железную руду — сырье для промысла. Однако в наши дни нижнетагильская роспись не столь популярна в отличие от росписи Жостова, хотя уральское письмо считается одним из интереснейших и красивейших образцов народного искусства.

Жостовская роспись сформировалась в промысел в XIX веке и испытала влияние Нижнего Тагила, Федоскина, а также росписи по фарфору: от уральской была воспринята декоративность цветовых решений, от Федоскина и росписи его по фарфору — тщательность проработки объема и силуэта. В начале формирования стиля жостовские мастера увлекались сюжетной тематикой — это традиция артелей Вишняковых и Лукутиных, откуда вышли первые художники Жостова. Популярны сюжеты «троек», «чаепитий», «гуляний» и других сцен народной жизни, что было понятно простому люду. В дальнейшем основным сюжетом стала цветочная и орнаментальная роспись. Сама техника располагала к изображению букетов, гирлянд цветов, своеобразных декоративных натюрмортов.

Виды письма

Роспись ведется свободными кистевыми мазками, без предварительного рисунка. Фоны разные, но классическими признаны черный, красный, зеленый и синий темных тонов. Роспись представляют три основные техники: а-ля прим, пастозное письмо и сквозное письмо.

Жостовская роспись по металлу

Процесс росписи

А-ля прим — это роспись по невысохшему (сырому) подмалевку. Подмалевок — пятновая подкладка под изображаемый элемент. Начиная работу с подмалевка, опытный мастер задает размеры, форму, характер будущей росписи, не используя пропылки. Пропылка — это способ нанесения размеченного рисунка на поднос. На бумаге или кальке рисуют силуэты изображаемых элементов. Затем прокалывают их по контуру булавкой пунктиром, накладывают кальку на поверхность подноса и, взяв сухой ватный тампон, натирают кальку мелом или зубным порошком. Такая операция помогает начинающему художнику удачно скомпоновать рисунок.

Мастер начинает работу с цветного темного пятна под цветок или листок — подмалевка, затем замешивает цвет прописки и бликовки и сразу же начинает создавать цветок от начала до конца. Прописка — создание формы цветка. Художник прописывает лепестки, закладывая основной цвет и оттенки изображаемого. Бликовка — создание освещения, нанесение света мазками, повторяющими основную форму лепестков. Бликовка всегда выполняется краской более жидкого замеса, чем подмалевок или прописка. А-ля прим — сложная техника, требующая от мастера виртуозного владения всеми навыками письма. Художник должен мысленно видеть воплощаемый им цветок и точно, без предварительного наброска изобразить его, а также чувствовать его объем и форму, иначе цветок получится плоским, смятым, неживым.

Пастозное письмо — это роспись по высохшему подмалевку. Мастер наносит пятновые подмалевки под все элементы росписи. Замешивая их очень светлыми, он четко представляет конечный цвет и тон того или иного элемента после прописки подмалевка, иначе результат будет неожиданным. Пастозное письмо позволяет, в отличие от а-ля прим, исправить ошибку или подправить тот или иной элемент. Однако роспись ведется дольше, так как необходимо полное высыхание промежуточных красочных и лаковых слоев.

Сквозное письмо — роспись по бронзовым и свинцовым подкладкам. Это старая техника, обладающая большой декоративностью. На поверхность подноса лаком наносится пятновой силуэт цветов и листьев. Когда лак практически высох, силуэты припорашивают бронзовым или свинцовым порошками. Работать с этими материалами надо осторожно и аккуратно. Если на подносе должно быть и «золото» и «серебро», припорашивают по очереди: сначала бронзой, затем свинцом. После высыхания поверхность очищают от излишнего порошка и покрывают лаком. По высохшему лаку начинают роспись лессировочными (обладающими тонким красочным слоем) красками.

Следует очень аккуратно наносить лак перед припорашиванием — от этого зависит силуэт изображения. Лак, попавший за пределы задуманного рисунка, высыхает, и при припорашивании получаются бронзовые или серебряные «кляксы», которые выводятся только растворителем. Другую опасность представляют упущенные пятна фона при заливке лаком задуманных элементов. Обнаружить их можно только при припорашивании, когда проступают «золото» и «серебро» изображения. Чтобы устранить эти пятна, нужно повторить всю операцию.

Для работы в этой технике особое значение имеет качество кистей. Заготовьте беличьи кисти, круглые, плотно набитые, с ровным «веером» (сложив сухую кисть «лопаточкой», посмотрите на конец кисти — «веер», который должен быть аккуратным и полукруглым). Необходимо выдернуть все жесткие волоски щетины (белого цвета), иначе они будут царапать поверхность и оставлять грубые полосы. Ни в коем случае нельзя подстригать кисть, так как могут исчезнуть тончайшие окончания волосков, с помощью которых художник добивается эффекта «вписанного» мазка (мазок плавно начинается и вписывается в фон подноса). Подстриженную кисть легко отличить: сложив ее «лопаточкой», вы увидите, что волоски обрываются, не имеют плавного завершения. Конечно, такая кисть не годится для росписи. Богатство традиций, техник и приемов позволяет мастерам создавать неповторимые произведения искусства, которые не только украшают наш быт, но и выставляются на престижных российских и международных вернисажах.

Тематический план занятий

1. Экскурсия на художественную фабрику д. Жостово 2. Исторический экскурс (4 часа)
Руководитель рассказывает историю возникновения русских лаков, обозначает художественные тенденции.

3. Цвет и колорит в росписи по металлу (2 часа)
Цветовой спектр и его применение в декоративной росписи, традиции изображения в народном декоративно-прикладном искусстве.

4. Материаловедение (2 часа)
Беседа о материалах: кисти (подбор), краски, мастихин (тонкая упругая стальная пластинка в виде лопаточки или ножа; в декоративной росписи применяется для замеса красок на палитре), разбавители. Свойства масляных красок (укрывистость, смешиваемость).

5. Спецтехнология (4 часа)
Техника лессировок, декоративные имитации (дерево, малахит, мрамор), копчение. Лессировка — тонкий прозрачный или полупрозрачный слой краски, которая наносится на высохшие или полувысохшие плотные красочные слои росписи для того, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, придать глубину пространству. Обычно этот прием применяется в конце росписи, когда ясны цветовые и пространственные отношения элементов. Тренировочные упражнения.

6. Освоение основных элементов жостовской росписи (6 часов)
Постановка руки. Значение мазка в народной росписи как основное конструктивное начало. Направление мазка и положение кисти при его выполнении. Выполнение мазкового ряда с постепенным ослаблением интенсивности тона. Элемент «чашечка» (начальный элемент прописки цветка; определяет его первый план) и его применение (на примере изделия).

7. Зарисовки простых растений с натуры (4 часа)
Отдельные растения и букеты. Карандаш, краски. Особое внимание обратить на форму цветов и листьев, их конструктивные особенности, декоративность.

8. Составление простых листьев и цветов из мазков. Техника а-ля прим (6 часов)
Руководитель показывает выполнение листа: сначала одну половину, потом другую, затем соединив половинки в целый лист. Показывая целый лист, обращает внимание на силуэт подмалевка, общий силуэт листа. Тщательно проговаривает роль мазка в создании объема и освещения листа. Выполняет прописку и бликовку, демонстрируя все на практике. Затем показывает выполнение лепестка цветка (мака, ромашки, незабудки и др.), соединение лепестков в цветок. Силуэт лепестков и цветка в целом, цвет подмалевка и цветка, раскрытость формы. Непрерывность, плавность линии лепестка, обязательное круговое вращение по ходу росписи подноса.

9. Тренировочные упражнения по выполнению простых листьев и цветов на оргалите (8 часов)
Составление композиции, выполнение в цвете. Совместимость цветов, колорита, грамотное выполнение элементов. Цвет и свет формируются при помощи мазка.

10. Освоение мелких элементов росписи: цветков, бутонов, травки, привязки (2 часа)
Руководитель обращает внимание на легкость, изящество, красоту мелких элементов; гармоничность их включения в композицию; сочетание линий и завитков с выбранными мотивами, их пропорции. Составление миниатюрных букетиков из цветов и травинок. Использование разных ракурсов, вариации бутонов.

11. Выполнение тренировочных упражнений: тонкие линии разного характера и направления (2 часа)
Обязательное условие: применение только кисти, отсутствие предварительного рисунка. Обратить внимание на положение кисти и руки. Не менять положение палитры (бумаги) при выполнении линий в различных направлениях.

12. Освоение жостовской композиции: варианты традиционные и нетрадиционные. Станковая и декоративная композиция: сходство и различие (4 часа)
Руководитель показывает и проговаривает различные традиционные композиции: «венок», «ветка из угла», «букет в центре» и др. Схематично, пятном показывает ритм жостовской композиции. Предлагает составить свою композицию, основываясь на традициях. Композиции линейные и пятновые, станковые и декоративные.

13. Выполнение тренировочного упражнения по своей композиции в технике а-ля прим с использованием простых цветов, листьев, мелких цветов, привязки (6 часов)
Выполнение подмалевка под цветы и листья. Прописка цветов и листьев разными кистями. Бликовка более жидкой краской. Чертежка (выделение первоплановых лепестков с помощью линии; как правило, выполняется самым светлым тоном, подчеркиваются и листья, и цветы) на первоплановых лепестках. Привязка (соединение элементов в виде стебельков и травинок; привязка завершает роспись подноса и собирает композицию. После привязки выполняется орнамент). Обратить внимание на силуэты растительных элементов и общий колорит композиции при отдельном многоцветии каждого элемента.

14. Выполнение копии подноса в технике а-ля прим (10 часов)
Точность копированной композиции, максимальная точность в передаче формы элементов, колорита и точное следование технике росписи автора, его манере письма.

15. Разработка и составление композиции для подноса «Маки» в технике а-ля прим (2 часа)
Зарисовки мотивов маков, их компоновка. Перенос рисунка на поверхность подноса с помощью пропылки. Очередность: цветы, листья, мелкие элементы, привязка.

16. Выполнение подноса «Маки» в технике а-ля прим (10 часов)
Очередность выполнения элементов сходна с темой 15. Вращение формы по ходу росписи. Плавность и техничность мазка. Правильное положение руки и кисти.

17. Сбор материала. Зарисовки букетов, цветов с натуры, с фотографий и репродукций (4 часа)
Графический карандаш, акварель, гуашь, тушь. Обязательна декоративная переработка — графичная и живописная.

18. Изучение орнамента жостовских подносов. Составление орнаментальной композиции (4 часа)
Сбор материала в музеях. Зарисовки из художественных альбомов. Обратить внимание на ажурность, чередование и сочетание простых и сложных орнаментов. Использование двух копий и своих разработок. Выполнение только кистью без предварительного рисунка.

19. Выполнение орнаментальной композиции на оргалите (4 часа)
Начало — с центра композиции. Тонкость линии, ее равномерность и непрерывность.

20. Освоение сложных цветов (хризантема, маргаритка, роза и др.) и листьев. Техника а-ля прим (4 часа)
Взаимодействие подмалевка и прописки в лепестках. Сложный строй лепестков, техничность мазка, собранность цветка, колорит и освещенность.

21. Выполнение тренировочного упражнения «Роза» (4 часа)
Подмалевок. Техника а-ля прим. Многочисленные лессировки. Богатство оттенков прописки. Изящество чертежек.

22. Подготовка заготовки к росписи (1 час)
Покрытие фона: перед покрытием цветным фоном нанести несколько слоев водоэмульсионной краски. Тамповать мягкими, но энергичными движениями от центра к краям (тщательно протамповывая сгибы), борта — в последнюю очередь.

23. Выполнение подноса «Нежность» на однотонном цветном фоне с использованием орнамента. Техника а-ля прим (12 часов)
Составление композиции. Использование цветов и листьев. Обратить внимание на сочетаемость мотивов и колорит. Орнамент должен быть двухъярусный.

24. Рисование фруктов гуашью (4 часа)
Линейный рисунок карандашом. Пятновые наброски без карандаша. Фрукты разные по форме, характеру и колориту. Компоновка разных цветов и фруктов.

25. Роспись по сухим подмалевкам, фрукты (1 час)
Суть приема «сухой подмалевок». Преимущества и неудобства. Возросшая роль лессировок в передаче объема. Просмотр работ и репродукций.

26. Подготовка заготовки упражнения (1 час)
Покрытие фона. Лакировка. Подмалевки.

27. Выполнение тренировочного упражнения «Фрукты» по сухому подмалевку (6 часов)
Составление композиции. Силуэт и цвет подмалевка. Постараться сохранить прозрачность лессировок на фруктах и плотность листьев.

28. Выполнение тренировочного упражнения «Цветы» по сухому подмалевку (6 часов)
Составление композиции. Использование нескольких видов цветов. Использование чертежки и привязки.

29. Составление композиции для подноса «Цветы и фрукты» с использованием растяжки фона, орнамента, лессировок (14 часов)
Сухой подмалевок. Гармоничность цветов и фруктов. Гармоничность общего колорита подноса. Пластичность, изящество цветов, спелость фруктов.

30. Выполнение копий подноса с сухим подмалевком (10 часов)
Точность композиции, колорита. Постараться передать манеру росписи художника.

31. Зарисовка различных сосудов (4 часа)
Возможность работы в музее. Сосуды разных материалов. Обязательно стеклянные, деревянные. Зарисовать разные формы корзин.

32. Зарисовка насекомых и птиц (4 часа)
Зоологический музей. Карандаш, цветные карандаши. Тушь. Подробно рассмотреть строение птиц и насекомых. Зарисовка различных поз птиц.

33. Выполнение тренировочного упражнения «Птицы и насекомые» (8 часов)
Составление композиции. Подготовка заготовки. Сухой подмалевок. Передать фактуру перьев птиц и крыльев насекомых. Достоверность строения птиц и насекомых.

34. Выполнение подноса «Натюрморт с птицей» в технике пастозного письма с использованием сосудов, птиц и насекомых, а также в любой декоративной технике (16 часов)
Составление композиции. Подготовка заготовки. Фактурность предметов. Живые позы птиц и насекомых. Гармоничность колорита. Сложный орнамент.

35. Беседа о миниатюрной росписи по металлу (2 часа)
Локальные центры. Жанр. Типы композиций.

36. Беседа о законах пейзажа (1 час)
Перспектива. Линия горизонта. Растительные мотивы.

37. Рисование пейзажа с натуры и переработка пейзажа для декоративной росписи (8 часов)
Обратить внимание на различие станкового пейзажа и декоративного. Гармоничность утилитарной формы подноса с выбранным мотивом. Колорит реального пейзажа и более декоративный колорит росписи. Плавность линий. Обрамление пейзажа: цветы, рокалины, орнаментальный бордюр, фоновая растяжка.

38. Составление пейзажной композиции для декоративной формы (овал, круг, квадрат, прямоугольник) (2 часа)
Пропорции в декоративной росписи. Построение перспективы. Выгодное использование воды.

39. Выполнение росписи шкатулки «Пейзаж» по своей композиции с использованием орнамента, цветочной росписи, декоративной техники (8 часов)
Составление композиции. Подготовка заготовки. Сухой подмалевок. Работа мелкими кистями. Легкость цветов, ажурность орнамента, их гармоничность с пейзажем. Отсутствие мазков в пейзаже. Передача настроения природы через цвет.

40. Составление миниатюрной цветочной композиции (2 часа)
Выбор формы. Подбор мотивов.

41. Выполнение шкатулки «Цветы» (8 часов)
Составление композиции. Подготовка заготовки. Использование смешанной техники. Цветной или черный фон, потали*. (*Поталь — тонкий слой позолоты на бумажной и целлофановой основе. Применяется для обогащения росписи. Под слоем лессировок вспыхивает и придает цветку загадочный золотистый свет. Наносится на лаковый полувысохший силуэт, т.е. порядок работы с ней аналогичен сквозному письму по бронзовому и свинцовому порошкам). Декорирование цветов лентами, бусами, орнаментами. Роль потали в декоративном освещении.

42. Выполнение броши с цветочной росписью (8 часов)
Составление композиции. Цветной или черный фон. Декоративная техника. Четкость миниатюрного силуэта цветов. Освещение.

43. Выполнение заключительной итоговой работы. Произвольная техника (14 часов)
Составление композиции. Использование всех своих навыков.

Всего — 227 часов.

Пройдя курс обучения, дети должны знать исторические предпосылки возникновения русских лаков, динамику их развития; художественные традиции промысла росписи по металлу; мастеровые династии; законы цветоведения, уметь грамотно применять теоретические знания о традиционной композиции, колорите в практической работе; хорошо владеть контурным рисунком и кистевой росписью; правильно работать масляными красками и другими материалами; полностью владеть технологией росписи по металлу; самостоятельно выполнять роспись от начала до конца.

Светлана Просина

Комментарии

  1. ольга

    программа росписи по металлу просто фантастика,давно мечтаем пройти такую,подскажите есть ли вариант обучения онлайн или летний курс,сколько это стоит и к кому обратиться? Пожалуйста сообщите как связаться с автором программы.

    заранее благодарна.

    ольга

    • admin

      Ольга,

      к сожалению мы сейчас не имеем контактов с автором статьи. Однако в центральном регионе вы можете обратиться в Московскую палату ремесел: www.mosremesla.ru/default2.aspx?s=0&p=16

      Там есть возможно найти нужного мастера для индивидуального обучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *