Уроки витражного мастерства. Техника классического витража. Сборка

Продолжаем путешествие в мир витража с Жаннетой Шидловской. Сегодня рассмотрим элементы сборки классического витража. На прошлом уроке мы научились резать стекло. Теперь сделаем первые шаги в науке соединения разрозненных деталей.

В технике классического витража стеклянные детали соединяются воедино оловянно-свинцовой жилой. Профиль жилы, в сечении имеющий вид латинской буквы U или H, производится в кусках около 2 метров. Стекло надлежит заправить в желобок, находящийся в профиле жилы. Затем места соединений запаиваются.

Для исполнения проектов окон используется жила разных сечений. Чаще всего — 5, 8, 10 и 12 мм. Применение того или иного профиля зависит от эстетических и конструктивных задач проекта. Каждый проектант имеет свой взгляд на линию в витраже. Мне нравится, когда рисунок вьется, выводя гибкие музыкальные линии. Для такого витража необходима жилка мягкая, податливая, легко обхватывающая стеклянную деталь. Здесь мы будем использовать жилку 5мм. А на пространствах витража, построенных на простых геометрических линиях, больших кусках стекла, — применим жилу 8,10,12.

Уроки витражного мастерства. Техника классического витража. Сборка

Есть несколько приспособлений и материалов, которые используют при сборке витража классического:

  • Стекло. Стекло может быть разным. Для учебного процесса наилучшим будет гладкое, прокатное стекло.
  • Жила. О ней мы говорили выше.
  • Зажим для вытягивания, выравнивания жилы. Один конец жилы закрепляется на краю стола зажимом, за другой конец тянем плоскогубцами над столом.
  • Монтировка. Инструмент для открывания бороздок в жиле. Видов этого инструмента очень много. Главное чтобы инструмент был Вам удобен.
  • Нож для резки жилы. Этот нож используем для отрезания кусков жилы необходимой длины. Нож должен быть острым. Тупое полотно может помять жилу.
  • Монтажные гвозди. Гвозди необходимы в процессе сборки, когда оправленные в жилку куски стекла необходимо подгонять к линии рисунка. Мы применяем гвозди 30 мм.
  • Припой. Оловянно-свинцовый сплав необходим для пайки мест соединения жилы.
  • Стеарин. Стеарином смазывают места соединений жилы, предназначенные для пайки.
  • Деревянная основа под витраж. Рейки деревянные.

Итак, мы уже знаем, что для того, чтобы собрать витраж, мы должны иметь три копии проекта. Первая — для того чтобы ее разрезать на шаблоны. Вторая — для того чтобы на ней выкладывать вырезанные стекла. На третьей копии мы собираем витраж.

Уроки витражного мастерства. Техника классического витража. Сборка  Уроки витражного мастерства. Техника классического витража. Сборка

Помещаем рисунок на деревянную доску и закрепляем его двумя рейками под прямым углом.

Уроки витражного мастерства. Техника классического витража. Сборка 

Важно, чтобы стеклянные детали, которые мы нарезаем, были абсолютно идентичны рисунку. Иначе набежит несколько миллиметров — и стекло не будет соответствовать рисунку. Нарезанные стеклянные элементы выкладываем на узор второй копии.

Уроки витражного мастерства. Техника классического витража. Сборка

Берем жилу и отрезаем кусок немного длиннее размера нашего рисунка. Монтировкой раздвигаем края жилы и кладем наши ровные куски к внутренней стороне реек, прибитых на нашей рабочей копии. В бороздки жилы укладываем стеклянную деталь, прибивая по линии сборки края детали. Жилка должна хорошо садиться на стеклянный фрагмент. Для этого бороздки жилки постоянно раздвигают монтировкой. Тщательно подгоняем детали рукояткой молотка. Примеряем куски жилки наших деталей так, чтобы жила не имела соединений. Линия должна идти от конца одного элемента до начала другого и — от края до края картины.

Уроки витражного мастерства. Техника классического витража. Сборка  Уроки витражного мастерства. Техника классического витража. Сборка

Места соединений элементов жилы намазываем стеарином. А потом спаиваем их паяльником. Долго держать паяльник в месте спайки нельзя, так как жила быстро плавится. Спаивается витраж с двух сторон: лицевой и обратной.

Уроки витражного мастерства. Техника классического витража. Сборка  Уроки витражного мастерства. Техника классического витража. Сборка

Для укрепления витража существует специальная замазка. Для обычного витража можно использовать оконную с добавлением олифы натуральной. Заправив в пространства между стеклом и жилой замазку, мы осторожно прокатаем по рисунку монтировкой, чтобы выровнять плоскость витража и избавиться от лишней замазки. Специальной металлической (латунной) щеткой пройдемся по плоскости, почистив таким образом наш витраж.

Уроки витражного мастерства. Техника классического витража. Сборка

Заметки мастера

Всегда начинайте сборку от внутреннего угла. Стекло нарезайте, придерживаясь внутренней линии рисунка.

Уроки витражного мастерства. Техника классического витража. Сборка 

Не теряйте присутствия духа, если что-то сразу не будет получаться. В этой работе, как и в каждой другой, требуется терпение и много, очень много практики.

Уроки витражного мастерства. Техника классического витража. Сборка

Мы осваивали технику работы над витражом годами, находили свои приемы. То, что сегодня дается в качестве азбуки, в дальнейшем будет дополняться новыми подробностями. Но прежде, как семь нот на нотном стане, необходимо выучить азы сложнейшей техники. И результаты обязательно Вас порадуют. Дорогу осилит идущий!

 

Удачи и терпения желаю Вам в этих начинаниях!
Жаннета Шидловская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *