История самовара

Экспозиция в одном из залов Витебского музея частных коллекций вызвала заметный интерес у посетителей. Дирекции музея пришлось даже продлевать срок выставки. Часть своей домашней коллекции самоваров представлял витебчанин Иван Станкевич... Старания подвижника побудили обратиться к книгам и альбомам, музейным каталогам, полистать старые подшивки журналов и припомнить историю самовара.

Однажды к юбилею друзья подарили ему самовар, рассудив, что вещь будет очень кстати радушному хозяину в его собственном доме. Подарок не просто пришелся по душе. Изделие фабричного производства выпуска 50-х годов прошлого века стало основой «самоварного» собрания, увеличившегося за 5 лет почти до 100 экземпляров. В основном, эта изделия тульских мастеров фабрики братьев Баташёвых, Воронцова, Тейле, а еще — самовар ручной работы неизвестного мастера и экземпляр с хитроумным устройством, кольчугински «самограй» и электрические советские собратья, а также чайники, кофейники, бульотки. А формы! «Шар», «репка», «рюмка», «ваза» и обычная «банка».

Тульский самовар. Самовар вазой с овалами. Клеймо: Товарищество паровой самоварной фабрики наследников В.С. Баташёва. Никелированная латунь. Около 1896 г.

Тульский самовар. Самовар вазой с овалами. Клеймо: Товарищество паровой самоварной фабрики наследников В.С. Баташёва. Никелированная латунь. Около 1896 г.

Тульский самовар. Самовар вазой с овалами. Клеймо: Товарищество паровой самоварной фабрики наследников В.С. Баташёва. Никелированная латунь. Около 1896 г. Фото: logograd

Не будучи ни художником, ни поэтом, тренер по вольной борьбе Иван Станкевич, тем не менее, безусловно, принадлежит к людям с обостренным чувством прекрасного. «Нравятся они мне», — с нежностью говорит он про самовары. Чумазых, почерневших и позеленевших от времени, заброшенных нерадивыми владельцами на свалки Вторцветмета найденышей любовно отхаживает, буквально вылизывает. Часами выправляет вмятины и повреждения, осваивая медницкие премудрости, мастерит утерянные части, начищает до золотого сияния. А потом устраивает праздник: зовет в гости друзей и знакомых, выставляя у дома самовар, разыгрывает чайную церемонию. И все это для того, чтоб вернулась в нашу жизнь красота, сотворенная мастерами, чтоб не иссякли добрые традиции, а достались наследникам.

«Самовар, самоварец, самоварчик»... — читаем мы у Даля. Так ласково звали его в прошлые времена. Красавец, душа домашних чаепитий и символ семейного благополучия, неотъемлемый атрибут русского застолья, оказывается, имеет отнюдь не русские корни. Установлено, что принцип его действия был известен еще во времена античности: в металлическую емкость, наполненную водой, бросали раскаленный камень, который доводил воду до кипения. Впоследствии в странах Европы появились уже более совершенные конструкции самовара. В России же самовар узнали в начале царствования Петра I: император привез его из Голландии.

На Руси самовар обрел вторую родину, став чисто российским феноменом. Возможно, столь широкое его распространение у нас связано с особенностями климата. Чтобы согреться, люди пили по 15-20 чашек чая!

Вспомните хотя бы героиню популярной кинокомедии 60-х «Приходите завтра», приехавшую из сибирской глухомани в Москву. В ресторане Фрося Бурлакова попросила на ужин привычные «шесть стаканов чаю». Кроме того, самовар, нагревая воду, обогревал еще и помещение.

Самовары в России стали изготовлять где-то с середины XVIII века на Урале. Вначале их производство освоили кустари, серийное же производство вскоре было налажено на Демидовских заводах. Первые самовары не были похожи на современные, они предназначались для использования в походных условиях, потому были невелики. Позднее медную посуду стали выпускать в Ярославле, Москве, Петербурге, Вологде, Костроме.

Тульский самовар. Самовар полувазой. Алексей Иван Баташёвы. Латунь. Около 1898 г. Фото: logograd

Тульский самовар. Самовар полувазой. Алексей Иван Баташёвы. Латунь. Около 1898 г. Фото: logograd

Ну, а статус столицы самовара по праву получила Тула. Газета «Русские ведомости», сообщая перечень всех существующих в Туле фабрик, отмечала, что «первое место занимают фабрики медных изделий числом 55. Их них 34 исключительно приготовляют самовары. Их изготовляют в год на 381700 рублей, а занято работой 1200 человек». В Туле работали целые династии самоварных фабрикантов: Балашёвы, Маликовы, Воронцовы, Леонтьевы, Сомовы, Шемарины. Самую знаменитую в Туле фабрику держали Баташёвы.

Еще более широкое распространение получило чаепитие в XIX в., не без помощи самоваров, которые утвердились и в российских домах, и в трактирных заведениях. Как предмет национального быта самовар неизменно присутствовал в русских романах: от Пушкина до Бунина.

В конце XIX в. тульские заводы выпускали уже около 700 тысяч самоваров в год. Самоварный бум пришелся на 70-е гг. XIX века.

Стали проводиться специальные выставки, где лучшим самоварам вручались медали. Оттиски наград помещались на сияющие бока победителей. Интересно, что цена самовара зависела не от красоты, а от веса: чем тяжелее самовар, тем дороже он стоил. В это же время открылись фирменные магазины в Москве и Санкт-Петербурге.

Медали и клейма на самоварах фабрики Барташева

8 медалей на самоваре фабрики Барташевых

Медали и клейма на самоварах фабрики Барташёва

Сложен и многообразен процесс изготовления «тульского чуда», который составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:

  • Наводильщик — сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.
  • Лудильщик — вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.
  • Токарь — точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю).
  • Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.
  • Слесарь — делал ручки, краны и т. п. (ручки — к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.
  • Сборщик — из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.
  • Чистильщик — очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек.
  • Токарь по дереву — изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день — до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.

Наряду с фабричным производством, самовары стали изготавливать чуть ли не в каждой кузне. Целые деревни специализировались на изготовлении отдельных деталей. Затем мастера привозили свою работу в город, на фабрику на лошадях. Там из частей собиралось готовое изделие. Можно только поражаться, как неграмотные в подавляющем большинстве кустари могли достигать (имея лишь образец) такой точности, при которой сделанные в разных местах детали идеально подходили друг к другу.

Тульский самовар. Самовар вазой с овалами. Алексей Иван Баташёвы. Латунь посеребрённая. Около 1898 г.

Тульский самовар. Самовар вазой с овалами. Алексей Иван Баташёвы. Латунь посеребрённая. Около 1898 г.

По фабричной ведомости 1835 г. можно представить оборудование самоварной фабрики Маликовых: в деревянной мастерской трудились 18 человек, используя 30 молотков (для ковки и отделки самоварных деталей), 6 кузнечных клещей, 5 ножниц для резки металла, 6 размеров (особые литые формы, представляющие часть самоварного корпуса, для изготовления рельефных стенок), 1 коловорот (для проделывания отверстий к креплению ручек), 40 резцов, 2 токарных станка (с ручным приводом), 20 кобылин (наковальня особой формы для ковки стенок и шеек самовара), 40 подпилков и 8 слесарных тисков. При мастерской имелась кузня с 2 горнами для пайки и лужения.

Тульский самовар. Это самовар Николая Маликова «Кратер», приблизительно 1850 г. Материал томпак

Тульский самовар. Это самовар Николая Маликова «Кратер», приблизительно 1850 г. Материал томпак. Фото: logograd

В этом 1835 г. Николай Маликов изготовил 250 самоваров на 13 000 р., израсходовав 30 пудов листовой латуни и меди, 10 пудов олова , 20 пудов отливочной меди (готовые литые детали, изготовленные отдельно мастерами-литейщиками по заказу Маликова). Все самовары были распроданы непосредственно в Туле. Самовары работы Николая Маликова обращали на себя красивыми формами и чистотой отделки деталей. Излюбленным фасоном фабрики были самовары в форме «гранной вазы» или «кувшина». По сравнению с предыдущим 1834 г., самоварная фабрика сделала значительный шаг в своем развитии — ранее там работало всего 10 человек, а сделанных вещей продано было всего на 700 р.

Вначале самовары делали исключительно из красной меди, а потом стали использовать более дешевые сплавы типа латуни. Хотя истории известны и серебряные самовары, и даже золотые, красной (чистой) меди — металлу, обладающему исключительной теплопроводностью, — отдавали предпочтение.

Что касается форм, здесь русские кузнецы не знали себе равных. Только в Туле производилось около 150 видов. Установлено, что к делу их изготовления привлекались даже известные художники и скульпторы.

0_532a3_d6ffa675_XL

0_532a5_efce7e43_XL

Тульский самовар. Рюмка с «Цыганскими ручками» . Фабрика Торг. Дома Бр. Шемариных. Около 1894 г. Латунь с остатками никелировки. Фото: logograd

Самовар не только стал частью русской экзотики, но принес пользу отечеству. Водогрейный сосуд для чаю, как продукт народной технической мысли, дал толчок изобретательской деятельности соотечественников. Например, изобретение прямоточного реактивного двигателя и создание теоретических основ для его проектирования в конце 20-х гг XX в. Б. Стечкиным, родившимся в Тульской губернии, несомненно, навеяны «тяговыми» эффектами в самоваре. А одно из усовершенствований знаменитого в первой половине XX в. станкового пулемета английского конструктора X. Максима — применение охлаждаемого ствола — основано на принципе заливания воды в самовар.

Существуют целые музеи самоваров, организуются специальные выставки, которые изумляют разнообразием и совершенством форм, красотой и изысканностью, приглашая нас забыть, хоть на время, о суетности бытия, остановиться и согреть душу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *