Основы ковальского ремесла

Павел Зискин — московский коваль Каждый кузнец на чем-нибудь своем, оригинальном специализируется. Но особое ремесло — подковывать лошадей, «обувая» хрупкие копыта в стальные башмачки. Этих специалистов даже называют по-особенному — ковали. Ковальское дело в России начало возрождаться совсем недавно, после возвращения моды на собственных лошадей. До сих пор высококлассных специалистов по этому делу можно пересчитать по пальцам. Один из них Павел Зискин — молодой, перспективный московский коваль. Сегодня он рассказывает об особенностях мастерства.

Возникновение ковочного дела теряется в глубокой древности. Его основные принципы не меняются веками. Но некоторые существенные отличия все-таки существуют. Раньше, когда лошадь использовалась только как тягловая сила, от кузнеца требовалась самая элементарная ковка, для того чтобы лошадь могла работать и не захромала раньше времени. Требования к лошади (а значит, и к качеству ковки) росли, появилась потребность в профессионалах. Современный коваль при работе должен учитывать массу нюансов. Важно всего: правильное вычисление угла копыт, нагрузки на них, индивидуальные особенности лошади.

Конечно, существуют различия в работе ковалей разных стран. Только в Европе насчитывается несколько стилей подковывания. Различия между ними не глобальные, но все-таки есть. В Испании, например, откусывают кончики подковных гвоздей, в России же их загибают. В США лошадей подковывают на горячую подкову. Когда-то в России тоже практиковался подобный стиль ковки — некоторые ковали предпочитают пользоваться им до сих пор. Особенность данного стиля — работать с ней должен очень профессиональный человек. Малейшая ошибка может привести к пожизненной травме лошади. Однако в ковке на горячие подковы есть и несомненный плюс — горячая подкова вплотную прилегает к копыту. Под нее не попадают камешки и мусор, разрушающие копытный рог и приводящие к травмам.

Ковали начала ХХ века из городка Престон, США

Ковали начала ХХ века из городка Престон, США. Фото mylearning.org

Существует более пяти тысяч типов и размеров подков. Каждая из них имеет собственное назначение. Например, тонкие подковы ставят на рысистых лошадей, которые участвуют в скачках и бегах. Очень толстые применяются для ковки рабочих лошадей — такие подковы долго не стираются. Подковы средней толщины используются для лошадей, которые участвуют в таких видах спорта, как выездка и конкур.

Кроме разновидностей стандартных подков в ковке часто применяются ортопедические подковы, каждая из которых очень индивидуальна. Так, при трещинах в копытном роге используют круглые подковы, чтобы равномерно распределить нагрузку по всему копыту. При слабом копытном роге или тонких стенках лошадь подковывается на подковы с боковыми отворотами-зацепами.

Как устроена подкова?

В подкове различают две поверхности — верхнюю и нижнюю. Верхняя поверхность делится на две части — наружную и внутреннюю. Наружная часть верхней поверхности горизонтальная; на ней располагается копытная стенка подошвенным краем, белая линия и узкая полоска подошвы. Внутренняя часть поверхности имеет наклон внутрь, называемый бухтовкой, необходимый для того, чтобы предохранить подошву от давления. Нижняя поверхность подковы — горизонтальная. На ней вдоль подковы делается углубление — дорожка для облегчения пробивания гвоздевых отверстий, а также для предохранения головок гвоздей от стирания. Дорожку делают только в боковых частях подковы, выпуская зацеп и пяточные части. В подкове различают два края: наружный выпуклый должен быть гладким, слегка наклоненным от верхней поверхности к нижней для предупреждения ушибов и ран; внутренний край вогнутый, слегка закругленный.

Подковка лошади американским ковалем Кевином Ламарком

Подковка лошади американским ковалем Кевином Ламарком

Подковка лошади американским ковалем Кевином Ламарком. Фото Reuters

Форма подковы должна повторять форму копыта по подошвенному краю. Для переднего копыта она должна быть округлой формы, а для заднего — треугольной, с большей шириной на границе последней трети.

Гвоздевые отверстия делают на боковых частях подковы в углублении дорожки. Число их на разных подковах различное, но чаще всего по четыре с каждой стороны. По форме отверстия должны соответствовать шейке гвоздя. Направление их зависит от наклона стенки. Первые три отверстия (от зацепа) немного скошены внутрь, а четвертое направляется отвесно. Если отверстие сделано неправильно, гвозди при ковке или выходят низко и подкова скоро отрывается, или высоко, что вызывает повреждение подроговых частей основы кожи.

В зацепной части подковы от наружного ее края оттягивается кверху отворот — тонкая пластинка шириною 2 см и высотой 1,5 см с закругленной вершиной. Назначение отворота — лучшее укрепление копыта на подкове и защита подошвенного края стенки от повреждений. Подкова, имеющая гладкую нижнюю поверхность, без всяких выступов и возвышений, называется гладкой, или туфельной.

Исторический ликбез

Имени первого коваля, прикрепившего подкову к копыту лошади, никто не знает, но ученые утверждают, что первыми ковку лошадей начали кельты. Известно, что в VI в. лошадей подковывали славяне, германцы. Уже в IX–X вв. в военных инструкциях византийского императора Льва VI упоминаются серповидные железные подковы и гвозди. Однако повсеместное подковывание лошадей распространилось только в конце XIII в.

До появления железных подков люди предохраняли копыта лошадей разными способами: японцы, например, обматывали копыта циновками из соломы, татары — кожаными ремнями. Первые железные прототипы подков были обнаружены в Зальцбурге, около Гамбурга, при археологических раскопках улицы, относящейся к I в. Это были еще не подковы, какими привыкли видеть их мы, а специальная железная «обувь», так называемые «солеа». Их надевали на копыта лошади и прикрепляли ремнями или веревками.

Железный талисман

Каждый слышал, что подкова приносит счастье. Но откуда возникло это поверье? Самый, казалось бы, банальный предмет окутан целым ореолом легенд и домыслов.

В Англии из уст в уста передают историю о кузнеце Данстене. Однажды к нему в кузницу пришел дьявол и попросил подковать его хромую ногу. Кузнец привязал черта к наковальне и стал бить его молотом. Через некоторое время взмолился черт о пощаде. Отпустил его кузнец, но взял клятву, что черт никогда отныне не переступит порог дома, над входом в который прибита подкова.

Но это всего лишь красивая легенда. На самом деле все намного прозаичней. В далекие времена любой кусочек металла считался большой ценностью, и человек, нашедший на дороге тяжелую железную подкову, из которой можно было изготовить нож, мотыгу или плуг, чувствовал себя по-настоящему счастливым.

Кстати, существуют и специальные поверья о том, где и каким образом нужно расположить подкову, чтобы она приносила счастье. Подкова должна быть найдена на дороге, причем обронить ее должна белая лошадь. Найденную подкову ни в коем случае нельзя мыть. Подвешивать «счастье» нужно «клещами» вверх, т.е. раскрытой частью к небу. Считается, что светлая энергия, спустившись с неба, наполнит подкову и останется в доме, а если подкова будет развернута наоборот, вся энергия уйдет в землю.

Подкованные факты

Из-за плохого качества подков гибли люди и проигрывались сражения. Старая испанская поговорка гласит: «Из-за гвоздя теряется подкова, из-за подковы — лошадь, а из-за лошади гибнет всадник». Наполеон при отступлении из Москвы потерял несколько полков конницы и артиллерии только из-за того, что «забыл» заготовить достаточное количество подков. Лошади, даже с пушками небольшого калибра, останавливались на малейших подъемах на твердой и мерзлой земле.

Если подкова одна — она приносит счастье, а если подков несколько тысяч? Кроме основных функций и специального «дверного талисмана» подкова часто служит материалом для изготовления забавных и оригинальных скульптур. В центральных, ковбойских штатах Северной Америки популярно умение изготавливать из нескольких подков фигуры ковбоев, индейцев и собственно носителей этих предметов — лошадей. Увлекаются искусством скульптуры из подков и европейские ковали, например Майк Роуэн из Женевы.

Гольфист из подков. Работа американской студии St Croix Forge. Фото clubsofdistinction.com 

Гольфист из подков. Работа американской студии St Croix Forge. Фото clubsofdistinction.com

Другие же предпочитают более крупные формы. Например, один швейцарский скульптор соорудил из 400 подков фигуру осла, стоящего на двух ногах. А на 11th Street Plaza в Нью-Йорке установлена скульптура из нескольких тысяч подков, скованных вместе.

Зискин Павел

Коваль — кузнец-ортопед, член всероссийской гильдии ковалей, окончил курсы по ковке и ортопедии копыт, с отличаем. Последнее время часто выезжает в ближнее зарубежье на стажировку. Работает в крупнейшем комплексе Москвы КСК «Битца». Большой опыт в ортопедии Павел приобрел корректируя лошадей подмосковных конюшен и колхозов. Своим учителем считает Юрия Ивановича Колубелова.

Наталья Муравьева

Комментарии

  1. Толстова Олеся

    Очень интересная информация! От проходной московского ипподрома виден мой дом, моя дочь занимается в пони-клубе, а я рисую художественную ковку.Я обязательно всё это расскажу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *