Металлический иней филиграни

Название одного из древнейших способов художественной обработки металла — филиграни — происходит от итальянского слова «filigrana», имеющего латинские корни filum (нитка) и granum (зерно). Название полностью раскрывает суть технологии: ажурный филигранный узор выполняется, как из тонкой витой проволоки из золота, серебра или меди, так и с помощью мелких металлических шариков.

В русском ювелирном искусстве филигрань получила наименование «скань», восходящее к древнерусскому глаголу «съкати» (свивать в одну нить несколько прядей).

Металлический иней филиграни

Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни или с элементами филиграни очень часто (в целях облагораживания их внешнего вида) оксидируют и серебрят. Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Металлический иней филиграни

У каждого мастера свои секреты, однако можно выделить некоторые общие тенденции, которыми издавна отличалась филигрань в различных техниках исполнения. Во-первых, филигранные украшения могут быть ажурными и накладными: первый вид предполагает последовательную спайку отдельных деталей узора, а второй — накладывание тончайших элементов на серебряное, медное или золотое покрытие. Во-вторых, филигрань особенно прекрасна в классических орнаментах, среди которых выделяются волны, зигзаги, круги, полукружия и различные сложные фигуры.

Металлический иней филиграни

Помимо геометрического рисунка может применяться также растительный (причудливые цветы с нежными лепестками и листьями), а также «завивка» — ажурные моточки проволоки, выложенные в виде необычных завитков.

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. Мастера-сканщики задумывали изделия и осуществляли все операции по их производству. В XVII в. потребность в сканных вещах увеличивается. Появляется разделение труда, ремесленники становятся самостоятельными, отдельные мастера осуществляют изготовление проволоки, сканных элементов. В XVIII в. изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки.

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

С XIX в. изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Они разнообразны и по назначению и по ассортименту; дорогая посуда, церковная утварь, принадлежности туалета. Технологические приемы достигают высокого совершенства. Расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая (оконная) эмаль. Но постепенно исчезает сочность, для многих вещей становится характерной манерность.

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

Металлический иней филиграни

По материалам liveinternet.ru,
использованы фрагменты статьи «Филигрань» на ru.wikipedia.org

Комментарии

  1. Оксана

    Очарована нежностью и красотой техники, очень красиво! Как долго и упорно нужно обучаться технике филиграни? Очень понравились подстаканники и самовар! Очень благодарна за содержательный портал, интересно читать все по порядку. Спасибо!

    • Сергей OST Михайлович

      Спасибо за ваш отзыв. Мы рады работать для вас)

  2. Петр

    День добрый!

    Технология скани (филиграни) очень застоялась в дизайнах стародавних. То что клеют, посыпают флюсом с припоем и тд... грубо это. Рисунок залит и не читается. Вот стараемся, продвигаем эту технику выполнения в новом виде.

    artcemiy.com/1.3.htm

    www.nta-nn.ru/dzr/item/?ID=139588

    www.nta-nn.ru//usefull/img/page.html

    www.uvelpro.ru/jewellery-directory/368.html

    С Уважением, Петр, член Союза Художников России, скульптор и ювелир. artcemiy.com/1.8.htm

    • Лала

      Следование традициям — это замечательно. Представленные выше филигранные изделия великолепны, изящны, легки, выразительны по орнаменту и следуют традициям русского ювелирного искусства. О какой грубости работы идёт речь в вашем отзыве? Представленные вами работы выполнены в совершенно ином стиле — довольно агрессивном, мужском, если хотите. Филигрань в них является лишь дополнением к работам, а не основным элементом. Чувствуется, что вы — больше скульптор, чем ювелир. Нет, работы ваши хороши, но сравнивать их с изделиями (думаю, казаковского промысла) просто невозможно. Если хочется представить своё творчество — представляйте, но не за счёт критики того, что продолжает русскую традицию (в отличие от вашего творчества, инородного по сути).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *