Возвращение французского витража

На протяжении последних двадцати лет прошлого столетия французские художники провели в витражном искусстве настоящую революцию. Государственные заказы, поступавшие от министерства культуры, позволили пятидесяти крупнейшим французским художникам, работающим в сотрудничестве с известными витражистами-новаторами, полностью переменить искусство световой скульптуры, которое на протяжение многих веков было неразрывно связано со строительством соборов.

Витражи, долгое время игравшие декоративную роль, в 80-90-е ХХ века получили в культовых зданиях совершенно новое значение. Здесь по-новому используются творческие возможности стекла, особенности стиля каждого мастера и архитектура самого сооружения.

Таким образом, замена витража в 360 м2 в соборе Св. Людовика в Блуа (Луара-и-Шер), пострадавшего во время бомбардировок в 1944 г., была поручена голландскому художнику Яну Диббетсу (Jan Dibbets), живущему и работающему в Париже, а также Жану Море (Jean Marais), одному из крупнейших современных витражистов.

Витраж Жана-Мишеля Альберолы в соборе Невера, студия Дюшмен. Фото A. Morin-DRAC de Bourgogne

Витраж Жана-Мишеля Альберолы в соборе Невера, студия Дюшмен. Фото A. Morin-DRAC de Bourgogne

Наполненные особым светом, исходящим от протекающей неподалеку Луары, витражи представляют собой символы ярких цветов, особо выделяющиеся на светлом фоне: красные буквы текста Agnus dei падают, словно капли крови.

Собор в Дине, витраж Давида Рабиновича, студия Дюшмен (Париж). Фото ateliers-duchemin.com

Собор в Дине, витраж Давида Рабиновича, студия Дюшмен (Париж). Фото ateliers-duchemin.com

Собор Богоматери в Эг-Морт, работа Клода Виалла, студия Бернар Доннер (Марсель)  

Собор Богоматери в Эг-Морт, работа Клода Виалла, студия Бернар Доннер (Марсель)

С 1992 года в соборе в Невере (Ньевр) работали четыре известных художника-витражиста. Геометрические формы, задуманные художником- концептуалистом Готфридом Хоннегером (Gottfried Honegger), пропускают яркие пурпурные лучи, которые отвечают творению Франсуа Руана, составленному из фрагментов цветного стекла и вдохновленному полотнами Матисса. Галерея, окружающая хоры, была поручена Жану-Мишелю Альбероле (Jean-Michel Alberola), сумевшему создать сочетание абстрактного, фигуративного и концептуального искусства, а хор — Клоду Виалла, основателю движения «База-Поверхность».

Самые абстрактные витражи Рауля Убака (Raoul Ubac) установлены в соборе Невера одними из первых. Фото A. Morin-DRAC de Bourgogne

Самые абстрактные витражи Раоля Убака (Raoul Ubac) установлены в соборе Невера одними из первых. Фото A. Morin-DRAC de Bourgogne

Виражи Готфрида Хоннегера, художника из Цюриха. Фото A. Morin-DRAC de Bourgogne

Виражи цюрихского художника Готфрида Хоннегера в соборе Невера. Фото A. Morin-DRAC de Bourgogne

Некоторые витражи сразу стали считаться шедеврами нового религиозного искусства. Вместе с витражистом Жаном-Домиником Флери художник Пьер Сулаж (Pierre Soulages) создал витраж для ста шести окон церкви аббатства в Конке (Авейрон), состоящий из полупрозрачного стекла, разделенного параллельными свинцовыми полосками.

Аббатство в Конке, витраж работы Пьера Сулажа (Pierre Soulages), студия Жан-Доминик Флери (Тулуза).

Аббатство в Конке, витраж работы Пьера Сулажа (Pierre Soulages), студия Жан-Доминик Флери (Тулуза). Фото roulottes-vacances.com

Художнику понадобилось создать четыреста эскизов для Cirva (Международного центра исследования стекла) и еще триста — для исследовательского центра витража в Сен-Гобене, чтобы найти рецепт изготовления нового стекла, подходящего для его творения. Белое, полупрозрачное или матовое, стекло распространяет естественный цвет во всей его хроматической гамме, украшая это здание романской архитектуры.

Жерар Гаруст (Gérard Garouste), предпочитавший фигуративное решение и религиозную тему, представил своим витражом сцену Рождества Христова в церкви Св. Богородицы в Талане (Золотой Берег). Он сопоставил два вида стекла: одно современное, а другое изготовленное средневековым способом. Это сочетание позволило добиться удивительного светового решения. Чтобы изготовить для него чрезвычайно хрупкие стеклянные диски, витражист Пьер-Ален Парро обосновал мастерскую прямо внутри самого здания. Результат получился поразительный: церковь XII в., украшенная сорока пятью фигуративными витражами, стала настоящим световым шедевром.

Центральный неф собора Богоматери в Талане с витражем Жерара Гаруста

Центральный неф собора Богоматери в Талане с витражем Жерара Гаруста

Витражи Жерара Гаруста (Gérard Garouste) в соборе Богоматери в Талане, 1998 год, студия Пьер-Ален Паро (Эзере) Витражи Жерара Гаруста (Gérard Garouste) в соборе Богоматери в Талане, 1998 год, студия Пьер-Ален Паро (Эзере) Витражи Жерара Гаруста (Gérard Garouste) в соборе Богоматери в Талане, 1998 год, студия Пьер-Ален Паро (Эзере)

Витражи Жерара Гаруста в соборе Богоматери в Талане, 1998 год, студия Пьер-Ален Паро (Эзере)

Современные витражи: бурное прошлое

После Второй мировой войны и по инициативе священника-доминиканца отца Мари-Алена Кутюрье (1877—1954) несколько крупных художников создали витражи для церквей и соборов: Анри Матисс для часовни Розария в Вансе (Приморские Альпы), Альфред Манесье для церкви в Брезе (Юра), Фернан Леже — для церкви Святого Сердца в Одинкуре (Дубс). Но через несколько лет католическая церковь умерила свой энтузиазм, как, впрочем, и исторические памятники.

Вплоть до 1980-х гг. современные витражи были редкостью и около сотни мастерских продолжали существовать исключительно за счет реставрационных работ, даже если принимать во внимание, что французское витражное наследие, исчисляемое в 100 000 м2, является самым богатым в мире...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *