Ювелирная экзотика Востока

Что может объединять одухотворенную простоту Японии, драгоценную многоцветность Индии, знойную роскошь Средней Азии? Экзотика. Как такового, восточного стиля, или даже восточной стилистики, не существует. Несмотря на столетия, прошедшие с момента, когда Поднебесная открыла границы путешественникам, и на солидную колониальную историю Индии, Восток навсегда останется для европейцев экзотикой — пряной, манящей, далекой и оттого еще более волнующей. Дальний и Ближний, гостеприимный и угрожающий, Восток по-прежнему таит свои секреты. В том числе и ювелирные.

Колье из восточной коллекции. Золото, бриллианты. Картье, Франция

Колье из восточной коллекции. Золото, бриллианты. Картье, Франция

Существует некоторое количество наиболее распространенных ювелирных «штампов»-представлений о восточных украшениях. Это и излюбленные в Средней Азии красные сердолики, и резные камни, отсылающие к китайским мотивам и, конечно же, исключительное богатство, разнообразие и яркость индийских украшений.

Колье. Платина, бриллианты, лак. Победитель конкурса «De Beers», 2000. Юмико Мацуда, Япония

Колье. Платина, бриллианты, лак. Победитель конкурса «De Beers», 2000. Юмико Мацуда, Япония

Восток устойчиво ассоциируется с роскошью и великолепием. Шелка, пряности и, конечно же, драгоценные камни — до XVI в. Индия была основным, исключительным поставщиком самоцветов для ювелирных мастерских. Однако приходится признать, что по-настоящему о восточных украшениях мы по-прежнему знаем очень мало.

Правда у нас, в отличие от ювелирных лидеров — итальянцев или французов, есть свой собственный Восток — еще не забытый, но уже не столь знакомый — Средняя Азия.

Колье. Белое, желтое золото, бриллианты. Победитель конкурса «De Beers», 1992. К Фай Лунг, Гонконг

Колье. Белое, желтое золото, бриллианты. Победитель конкурса «De Beers», 1992. К Фай Лунг, Гонконг

Ювелир Александр Королев почти всю жизнь прожил в Казахстане, где много занимался реставрацией старинных традиционных украшений. Поэтому сейчас, уже живя и работая в Петербурге, он соединяет стремление к созданию оригинальных, современных ювелирных изделий со знанием старинных техник, технологий, владением художественной традицией.

Серьги из коллекции «ПерсоПитер», 2004. Серебро, сердолик, бирюза, корунды, чеканка, выколотка. Александр Королев, Россия

Серьги из коллекции «ПерсоПитер», 2004. Серебро, сердолик, бирюза, корунды, чеканка, выколотка. Александр Королев, Россия

В работах Александра — крупных кольцах, серьгах, — явственно ощущается дыхание Востока. Безошибочными ориентальными приметами служат крупные формы, сложные композиции, многоцветие камней и эмалей. Оригинальная авторская техника одновременного использования тугоплавких и легкоплавких эмалей позволяет художнику добиться объема, необычных световых и цветовых эффектов в этом материале.

Кольца из коллекции «ПерсоПитер», 2004. Серебро, хризопраз, сердолик, чеканка, выколотка. Александр Королев, Россия

Кольца из коллекции «ПерсоПитер», 2004. Серебро, хризопраз, сердолик, чеканка, выколотка. Александр Королев, Россия

В новой коллекции «ПерсоПитер» удивительным образом сплавляются восточные и петербургские мотивы. В форме колец угадываются очертания месопотамских пирамид — зиккуратов, для чеканных орнаментов в качестве декоративного элемента используются как клиновидные знаки, похожие на древне-шумерскую клинопись, так и современные мотивы. При всем этом коллекция получилась современной и одновременно — очень питерской. Ведь именно космополит Петербург пригрел под лучами своего северного солнца и мифических лягушек ши-цзы, и загадочных сфинксов.

Другой петербургский мастер — Анна Терещенкова — имеет в своем активе две восточные коллекции. Первая — «Знаки», в которой в качестве ведущего мотива использованы китайские иероглифы, изображения драконов, гранатов и другие символические пожелания счастья, богатства, удачи. Знаки выложены из серебряной фольги и покрыты цветными транспарантными эмалями, — авторская техника Анны.

Подвеска «Дракон» из серии «Знаки», 2003. Серебро, гранаты, эмаль. Анна Терещенкова, Россия

Подвеска «Дракон» из серии «Знаки», 2003. Серебро, гранаты, эмаль. Анна Терещенкова, Россия

В этой коллекции используются сразу две тенденции ювелирного искусства последних лет. Первая — это использование графических знаков: букв, иероглифов, общепринятых символов, в качестве самостоятельных художественно значимых изображений. Вторая — значительно глубже и может служить отдельной темой культурологической дискуссии. Это создание образа определенного времени или культуры с помощью современных романтических представлений об объекте стилизации. Яркой иллюстрацией к подобному утверждению может служить и другая «восточная» коллекция этого же автора — «Хризантемы». Стилизация традиционного японского мотива — хризантемы — отличная иллюстрация к новому, современному витку эклектики в декоративно-прикладном искусстве современности.

Наталья Корогодова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *