Ювелирный инструментарий

Профессионализм в любой области заслуживает уважения. Некоторые же профессии и вовсе вызывают почти священный трепет. Ювелирное дело, бесспорно, из их числа. И не только потому, что золотых дел мастера испокон веку были приближенными сильных мира сего — потребителей львиной доли плодов их труда, но и потому, что их изделия зачастую оказывались не просто дорогостоящими побрякушками, а произведениями искусства. Подтверждение тому — многочисленные коллекции ювелирных украшений в собраниях ведущих музеев мира.

Неудивительно, что многие пробуют свои силы на этом поприще. Если вы решили дерзнуть, вам потребуется много желания, немного воображения и набор специального инструмента, о котором и пойдет речь.

Базис

Одна из главных составляющих успеха в любом деле — правильная организация рабочего места. Основа основ здесь — специальный верстак. Сегодня его можно приобрести в готовом виде, а можно соорудить и самостоятельно. Главное — соблюсти ряд правил. Столешница, так уж повелось, должна иметь сегментный вырез. Для того чтобы не искать по полу с лупой случайно оброненные мелкие элементы, а также чтобы не пропадали «отходы» (в конце концов, это все тот же драгоценный металл), под вырезом оборудуется поддон. Приверженцы традиций используют в этом качестве кусок кожи, одна сторона которого закрепляется под столешницей, как раз под вырезом, а другая кладется на колени либо надевается на шею, как фартук.

Ювелирный верстак

Ювелирный верстак

К торцу верстака крепится финагель — еще одно немаловажное в ювелирном деле приспособление, имеющее форму клина и изготавливаемое из твердых пород дерева. Длина его, как правило, составляет 80-90 мм, ширина −70-75 мм, угол подъема — 30-45°. Служит он для упора при монтаже изделия, отпиливании и ряде других операций. Финагели могут быть объединены с небольшой наковальней.

Верстак должен быть оборудован лампой, излучающей ровный мягкий дневной свет и хорошо и равномерно освещающей рабочую зону. В остальном рабочее место можно организовать по своему усмотрению.

Авторский инструмент Евгения Морозова “изготовлен” под руку мастера

Авторский инструмент Евгения Морозова «изготовлен» под руку мастера

Ручные деревянные тисы с латунным “барашком” и ручные тисы для гравировки

Ручные деревянные тисы с латунным «барашком» и ручные тисы для гравировки

В частности, если вы работаете по заказу, то вам непременно потребуются весы: заказчик иной раз попадается скуповатый, каждый карат считает. Поэтому выбирайте сей прибор тщательно, ориентируясь не только на габариты и дизайн.

Весы должны обладать исключительной точностью измерения, стабильностью результатов и надежностью. Современные ювелирные весы зачастую снабжаются стеклянным защитным кожухом, системой самодиагностики, защитой от весовых перегрузок.

Весы портативные и лабораторные Весы портативные и лабораторные

Весы портативные и лабораторные

Круговорот агрегатных состояний

Первый этап изготовления ювелирных изделий — плавка металла и получение отливки. Для этого необходимы горелка, тигель и изложницы. Как правило, ювелиры используют бензиновые или газовые горелки.

Плавится металл в керамических тиглях. Ассортимент их весьма разнообразен. Для плавки золота и серебра подойдут тигли из огнеупорной глины. Для платины — из более термостойкого корунда. При плавке металл помешивается. Чтобы при этом избежать его загрязнения, используют стержни из нейтральных материалов, не влияющих на химический состав, например из графита. Понадобятся также щипцы-держатели для удержания и переноски тиглей.

Вакуумная литьевая машина и ультразвуковой очиститель

Вакуумная литьевая машина и ультразвуковой очиститель

Отлив металл в изложницу, вы получите заготовку. Изложницы различаются по форме получаемой отливки (слиток, пластина, прямоугольный и круглый прутки) и по пространственному ориентированию литья — проще говоря, бывают вертикальными и горизонтальными. Горизонтальные изложницы конструктивно проще вертикальных, зато с помощью вертикальной изложницы можно получать заготовки в виде круглого прутка, что в некоторых случаях значительно облегчает дальнейшие работы.

Вальцовка и волочение

Отлитая заготовка — еще только начало. Для работы ювелирам требуются проволока, тонкие листы — практически фольга, фигурный пруток, например, с профилем-«чечевицей», почти незаменимым при изготовлении колец. Все это производится из отливок методом вальцовки. Для штучного производства можно вполне обойтись ручными вальцами с набором сменных валков с разными профилями, хотя станок с электрическим приводом тоже не помешает.

Еще одна трудоемкая операция — ручное волочение. Служит она для изготовления тонкой проволоки, из которой впоследствии можно будет плести драгоценные — золотые и серебряные кружева. Производится операция при помощи волочильных (фильерных) досок. Это приспособление представляет собой металлическую пластину с впрессованными в нее фильерами (вставками с отверстиями того или иного профиля) из победита или других твердых сплавов. Количество вставок на одной доске варьируется от 20-25 до 70-80 штук. Располагаются они в несколько рядов. Под каждой из фильер указана ее маркировка, а каждая доска содержит вставки с отверстиями определенной формы. Шаг отверстий составляет 0,02 мм.

Ручные вальцы с редуктором

Ручные вальцы с редуктором

Протягивая через них поочередно заготовку, в конечном итоге можно получить проволоку необходимого диаметра. Форма отверстий, помимо круга, может быть какой угодно.

Протягивать заготовку можно вручную — для этого понадобятся специальные клещи — цицанги. А можно частично механизировать операцию с помощью простенького станка для ручного волочения, где захват и удержание заготовки производятся зажимной цангой, которая крепится к звену приводной шарнирной цепи, соединенной с системой движения станка (рукоятка — редуктор — звездочка).

Основной арсенал

Для изготовления непосредственно ювелирных изделий понадобятся десятки, если не сотни разнообразных инструментов. При этом многие операции сродни слесарным, только работа гораздо более тонкая и кропотливая. Поэтому и инструментарий ювелира во многом напоминает слесарный, только гораздо миниатюрнее.

Как и слесарю, ювелиру приходится заниматься разметкой. Для этого мастеру нужны чертилки (или чертила), разметочные циркули, кернеры и молоточки, а также мерительный инструмент: металлические угольники и линейки, штангенциркули, кронциркули и микрометры, различные лекала.

Для гибки и правки под рукой у ювелира всегда должен быть набор гибочных щипцов: плоскогубцев и круглогубцев; шинных щипцов, у которых рабочая поверхность одной губки плоская, а другой — немного выпуклая, и плоскозаостренных — с губками, плоскими у основания, и с удлиненными, имеющими коническую форму концами; «клювиков», губки которых загнуты в форме клюва птицы, и желобковых щипцов, у которых одна из губок имеет круглую форму, а на другой сделана полукруглая канавка. Этот список далеко не полон. Стоит отметить, что насечки на рабочей плоскости губок быть не должно, дабы на материале не оставалось следов.

Для гибки пригодятся и такие приспособления, как деревянные и металлические оправки, тисочки и опорные плиты с формообразующими поверхностями — желобками различных размеров и формы. Кроме того, существует анка — стальная плита с полусферическими или коническими углублениями разного диаметра. К ней прилагается набор пунзелей (пунсонов) — металлических стержней с шарообразными окончаниями. Предназначена анка с пунзелями для выколачивания сферических заготовок пустотелых ювелирных изделий, а также для чеканки.

Плоская стальная анка и набор пунзелей

Плоская стальная анка и набор пунзелей

Для правки понадобятся стальная правочная плита — флакейзен, небольшая наковальня с заостренным отростком — шперак — и набор молотков и киянок с металлическими, деревянными, кожаными и пластмассовыми бойками.

Весьма заметную часть ювелирного арсенала составляет режущий инструмент. Одних только напильников и надфилей различного размера, профиля и насечки желательно иметь несколько десятков. Этот набор нелишне дополнить комплектом рифелей — инструментов, напоминающих надфиль, но с укороченной и изогнутой тем или иным образом рабочей частью, которая может иметь различные насечку и профиль. Они служат для обработки вогнутых поверхностей, внутренних поверхностей полых изделий и других труднодоступных участков. Необходимы также лобзик с набором пилок разной толщины, ножницы для резки металла, кусачки и бокорезы.

Двусторонний шперак на литой основе

Двусторонний шперак на литой основе

Стоит включить в свой ювелирный арсенал и инструменты с такими экзотическими названиями, как шабер и штихель. Название первого происходит от немецкого schaben — скоблить. Инструмент представляет собой металлический стержень с режущими кромками на конце. Операция, проводимая при помощи этого инструмента, называется, кто бы мог подумать, шабрение или шабровка — срезание (соскабливание) с поверхности тонких частиц металла. Без штихелей ювелиру тоже никак не обойтись. Это свое-образный стальной резец с деревянной ручкой. Предназначены штихели для закрепки камней и ручной гравировки.
Кроме ручного инструмента, ювелиру необходим и инструмент электрический: дрель или небольшой сверлильный станок с набором сверл и бормашина с набором боров-фрез. Для пайки можно использовать ту же горелку, что и при плавке металла, лишь бы была возможность регулировать пламя. Для удобства пайки понадобятся поворотный столик — леткал, пинцеты и щипцы для удержания припаиваемых элементов и расходные материалы: бура для флюсования деталей и припой.

Набело

Когда изделие наконец собрано, его надо, выражаясь языком ювелиров, «отбелить», то есть отшлифовать, отполировать, отчистить, придать законченный вид. Для грубой доводки применяются уже упоминавшиеся напильники, надфили и рифели. После этого можно приступать к шлифованию, а потом и к полированию изделия. Для этих операций понадобится полировально-шлифовальный станок, шлифовальные и полировальные круги, щетки, диски и полировальные пасты.

Полировально-шлифовальный станок

Полировально-шлифовальный станок

Паровая машина

Паровая машина

Однако далеко не все изделия можно полностью отшлифовать и отполировать на станке, в связи с чем необходимо иметь приспособления для ручного полирования: стальные и гематитовые полировники, матерчатые и нитяные щеточки, кусочки замши и бархата, полировальные палочки и прутики из самшитового дерева.

Для последней стадии процесса отбеливания можно приобрести ультразвуковой очиститель либо паровую, вибрационную или ионную мойку для ювелирных изделий. Хотя можно просто прокипятить украшения на медленном огне в растворяющей жир жидкости, например в нашатырном спирте.

Литейный двор

Стоит признать, что большая часть перечисленных инструментов вовсе не так уж необходима ювелиру, если речь идет о литье. Эта технология исключает, например, отливку заготовки, пайку и сложную сборку. Здесь у мастеров другие секреты. Первый шаг — изготовление модели — прототипа будущего украшения. Для этого используются ювелирные модельные воски, которые сегодня на нашем рынке предлагают компании Castal-do, Ferris, Kerr и ряд других производителей. Воски продаются либо в гранулах, либо в брусках различных профилей, а кроме этого различаются по твердости. Чем выше твердость воска, тем лучше он держит форму, но зато менее обратим, то есть менее пригоден для повторного использования. Для обработки воска предлагается специальный инструмент: лекала, лобзиковые пилки для воска, специальные боры и фрезерные насадки для бормашины, напильники и надфили по воску, различные лопаточки для моделирования, а также аппараты для выжигания по воску со специальными фигурными насадками.

Бормашина

Бормашина

С готовой восковой модели при помощи специальных формовочных масс изготавливается литейная форма — опока. Чтобы выжечь из опоки воск, ее помещают в муфель с поддоном, затем в форму заливают металл.
Для литья можно использовать, например, центробежные литьевые машины. Они весьма компактны: параметры у них примерно как у настольной лампы среднего размера. Альтернативой им служат вакуумные агрегаты для литья под давлением, которое и обеспечивает равномерность заливки металла в форму. Вакуумные литьевые машины более громоздки, чем их центробежные аналоги, зато у них и более высокая производительность, так как литье здесь производится в опоки больших, чем у центробежных машин, размеров.

Последним этапом литейного технологического цикла также является отбеливание.

То ли ещё будет

Достижения прогресса неоспоримы. Хотя и попенять есть на что. Благодаря ему (прогрессу) безвозвратно утеряны многие профессии, в частности трубочиста, однако причем же здесь ювелиры? Что должно случиться, чтобы люди перестали интересоваться ювелирными украшениями? Тем не менее повод для некоторого беспокойства имеется. В последнее время все большую популярность на рынке завоевывает прототипировальная техника. По сути, прототипировальный станок — это принтер, но не простой, а трехмерный. И создает он не тексты и картинки на бумаге, а трехмерные модели. Вам понадобится лишь приличный компьютер и программное обеспечение для 30-моделирования.

Восковая модель после получистовой обработки

Восковая модель после получистовой обработки

Создание 3D-модели на компьютере

Создание 3D-модели на компьютере

На сегодняшний день наиболее известны две разновидности прототипировальных станков: первые создают модели методом послойного напыления фотополимерных материалов, вторые — методом фрезерования. Для ювелирного дела больше подходят последние, поскольку напыляющие принтеры работают только с полимерами. Значит, для создания, например, литейной формы придется предварительно снять форму с модели, изготовленной принтером, затем с ее помощью сделать восковую модель и только после этого опоку. Фрезерные же прототипировальные станки могут работать с любым материалом. Так что, в принципе, на нем можно изготавливать предметы непосредственно из драгоценных металлов. Экономным, правда, такой метод не назовешь (разве что придумать, как собирать драгоценные опилки, разлетающиеся из-под фрезы станка). Зато такие машины могут прекрасно работать с ювелирными модельными восками, тем самым экономя время при создании моделей для литья. К слову, в ассортименте компании Roland — лидера в производстве оборудования для быстрого прототипирования фрезерным методом — есть модель JWX-10, разработанная специально для ювелирного производства. Машина весьма компактна и относительно доступна по цене: ее стоимость — порядка 8500 евро.

JWX-10

JWX-10

Остается только ответить на один вопрос: «Не приведет ли прогресс в области компьютерных технологий к деградации и полному исчезновению ювелирного ремесла?» Хочется верить, что нет. Будем надеяться, что у ювелиров лишь появится больше времени для творчества. Очень уж не хочется, чтобы их постигла судьба трубочистов.

Денис Дударев для журнала «Мир Металла»
Фото Александра Веселовского

Комментарии

  1. alex

    Платину нельзя плавить в корундовых тиглях! При температуре плавления платины начинается восстановление алюминия из материала тигля! Для плавки платины применяются итальянские тигли из прессованной извести (гашеной или нет — не помню).

  2. Shass D’Oebu

    Ювелирный инструмент г-на Морозова видно, что качественный. Непонятно, зачем он делал вручную толщиномер и зажимной пинцет? Их можно недорого купить. Молоток у меня самодельный тоже, а такой же лобзик ручной работы с другим инструментом сперли 20 лет назад из сумки в Шереметьево. Такой швейцарский стоит 60$ и больше! Только рукоятка инструмента должна быть из дерева или кости (ни разу не видел), чтобы она впитывала пот и инструмент не скользил в руке. Если рукоятка лакированная, лак лучше сжечь или удалить наждачной бумагой.

    Деревянный лоток для сбора опилок (жоствель) надо покрывать лаком, чтобы опилки не застревали в порах и трещинах дерева. Вообще лучше делать его из пластика или нержавейки (для тех, кто побогаче). Под столешницей имеет смысл сделать упор под рабочую руку на шарнире, чтобы можно было его убирать, когда он не нужен. И опирать на него локоть, при работе горелкой, бормашиной или штихелем. Мышцы предплечья и плечевого пояса будут меньше уставать. Упор является деревянной планкой 40×7х1см.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *